gorlenka (gorlenka) wrote,
gorlenka
gorlenka

Categories:

Человек, который играл в куклы

Человек, который играл в куклы

До сих пор остается загадкой, что именно побудило Мортона Бартлетта создавать исключительно реалистичных кукол, наряжать их и снимать в навевающих ностальгию сценках. Тем не менее, скульптуры Бостонского фотографа были признаны настоящими произведениями искусства.

В 1993 году Марион Харрис (Marion Harris) Нью-Йоркскому агент по торговле антиквариатом и произведениями искусства, повезло - она совершила открытие всей своей жизни. В одной из палаток Pier Show, главной антикварной ярмарки Нью-Йорка, ей попались коробки с коллекцией кукол и кукольных частей, вперемешку с пачками фотографий.Все это добро попало на ярмарку из дома в Бостонском Саусэнде после смерти его престарелого владельца, человека по имени Мортон Бартлетт.

Повинуясь инстинкту, Марион Харрис купила все. Дома она обнаружила, что ее приобретение состоит из 15 кукол, выполненных в очень реалистической манере, размером в половину настоящей величины. Они были бережно завернуты в старые газеты и упакованы в самодельные деревянные ящики. Три изображали мальчиков приблизительно 8 лет, остальные - девочек в возрасте от 8 до 16-ти.


Вместе с ними в ящиках была превосходно сшитая одежда и сотни профессионального качества снимков кукол.

С этого момента куклы стали звездами в мире непрофессионального искусства, а их создатель, выпускник Гарварда, Бостонский фотограф и график Бартлетт был признан гением - самоучкой. Коллекционеры и музеи мечтают заполучить его фотографии. Ли Коган (Lee Kogan), куратор Музея Американского Народного Искусства в Нью-Йорке (American FolkArt Museum in New York), утверждает "Уверена, он был великим художником. Его работы совершенно неотразимы, они привлекают внимание и завораживают.

Бартлетт родился в Чикаго. В 8 лет он осиротел и вскоре был усыновлен супружеской парой - Бартлетт. С 1928 по 1930 он учился в Гарварде. Покинув колледж - возможно по причине финансовых трудностей, связанных с наступлением великой депрессии, он перепробовал множество занятий. Он работал на газовой станции, торговал мебелью, делал и продавал сувениры. Во время Второй мировой, служил в Армии США, а после войны остановился на карьере свободного фотографа и графика - дизайнера.

Бартлет создал своих кукол в промежутке между 1936 и 1963 годом. В среднем он делал по одной кукле в год - полтора. Он ползовался анатомическими справочниками и медицинской литературой, чтобы добиться анатомической достоверности и точности во всех деталях, и собственноручно изготавливал для них парики и шил платья. Среди его бумаг обнаружены зарисовки, похожие не копии с журналов мод для детей. Сделанные им снимки удивительно динамичны. Многие сценки существуют в нескольких вариантах освещения или обстановки

Мортон Бартлетт всю жизнь прожил и умер холостяком. Возможно, его куклы были плодом сублимации, суррогатной заменой объекта влечения и любви, которого у него на самом деле не было.

Марион Харрис в своей книге, посвященной Бартлетту, предположила, что куклы выполняли роль суррогатной семьи, которой у рано осиротевшего Бартлетта сильно не доставало в детстве. /“Family Found: The Lifetime Obsession of Morton Bartlett,” Marion Harris, 1994/ Его любят сравнивать с Джипетто, "папой" Пиноккио или с Пигмалионом, пытаясь объяснить его хобби своеобразной попыткой избавиться от одиночества. В нем также видят воплощение Гумберта, создавшего собственных рукотворных Лолит. Проводят аналогии с Льюисом Кэрролом, так подозрительно любившим фотографироввать маленькую Алису Лиддел или с Генри Дарджером, на чьих коллажах десятки и сотни нагих девочек разыгрывают кровавые и жуткие истории.

Куклы - девочки на многих снимках Бартлетта тоже позируют обнаженными, демонстрируя все свои вполне достоверные анатомические подробности, и невозможно отрицать эротичность кукол и снимков. С одной стороны они вроде бы воплощают детскую невинность, но с другой в интерпретации Бартлетта эта невинность становится дразнящей. Такой подход делает произведения Бартлета и притягательными, и тревожащими.
Но попытки найти скрытую подоплеку безуспешны. Халил Джибран, известный архитектор (не путать с поэтом Халилом Джибраном - его родственником), близкий друг Бартлетта, подтверждает, что у Бартлетта не было никакой склонности к педофилии. Почти 10 лет - с 1955 по 1964 Халил и Мортон прожили вместе в одном доме и позже, когда Халил женился, продолжали поддерживать тесные дружеские отношения. По словам Халила, Бартлетт не был ни извращенцем, ни отрешенным от реального мира художником, ни мизантропом, ни женоненавистником. Он так и не женился, но встречался с женщинами. А вот детей или молодых моделей в его студии Халил никогда не видел.
Жена Халила отзывается о Бартлетте, как о хорошо образованном человеке, отлично разбиравшемся в искусстве и говорит, что в его поведении не было никаких странностей.
Куклы не были секретом для Халила и Джин. Они говорят, Бартлетт мечтал завести игрушечное производство и наладить выпуск кукол, однако он так и не воплотил свою задумку.
Приятели Бартлета, его Гарвардские сокурсники, братья Шарф, владели игрушечным производством. Он неоднократно делал снимки их продукции для фирменных каталогов, и был таким образом напрямую связан с кукольной индустрией. Но сын одного из братьев сомневается, что Бартлетт всерьез собирался начать выпуск собственных кукол. Шарф - младший сейчас сам один из крупнейших Бостонских коллекционеров, но для него стали полной неожиданностью куклы и снимки Бартлетта, никогда прежде он ничего не слышал ни о каких куклах, хотя Бартлетту стоило только попросить его отца или дядю - и ему устроили бы встречу с представителями "Маттель" или "Мадам Александр Доллз".

Некоторые исследователи творчества Бартлета полагают, что он больше интересовался фотографиями, чем скульптурами, что куклы служили лишь средством постановки сцен, которые и основной целью были снимки. Марион Харрис упоминает, что Бартлетт повсюду носил с собой фотокарточки кукол и считает, что они заменяли ему детей, которых у него не было.
Если правда то, о чем рассказывают супруги Джибран, то снимки могли служить и для целей промоции. С их помощью Бартлетт мог продемонстрировать потенциальным заказчикам всю полноту производимого такими куклами впечатления. В пользу последней теории говорит и то, что при всей своей реалистичности куклы все же имеют черты игрушечной утрированности, они не лишены кукольности напрочь.

Около 1965 года по Бартлетт неожиданно прекратил заниматься с куклами. Он перестал их делать и снимать, готовые были упакованы в ящики и отправлены на хранение. Их создатель никогда больше не возвращался к ним и к кукольной теме в своем творчестве. Причины отказа Бартлетт от "игры в куклы" так же загадочны, как и причины его интереса к ним.

Но каковы бы ни были истинные его мотивы, он в итоге оставил миру подлинные произведения искусства.

Источник:http://www.diary.ru/~lifestrings/p97431530.htm
Tags: искусство живопись, искусство живопись скульптура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments